УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» Антонов Приказ № 463 от 29.08.2024г. t а f Йi* // £- - '' ’ iО Е ° S Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» 2024 - 2025 учебный год Пояснительная записка к учебному плану обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» осуществляется обучение детей по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для обучающихся с умственной отсталостью (в умеренной или тяжелой степени), разработанной на основе АООП и учитывающей специфические образовательные потребности, в объеме начальной и основной общеобразовательной школы. Учебный план разработан на основании следующих нормативных актов: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014г. • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным образовательной программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных у чреждений VIII вида (I вариант) утвержденный Мин. образования России от 10.04.02, №29/2065-п; • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным о бщеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26; • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 “Об утверждении федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Продолжительность учебного года 34 недели. Продолжительность учебной недели - 5 дней; Продолжительность урока - 40 минут. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, закрепленными годовым учебным графиком МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера». В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) срок обучения определен по 1 варианту (9 лет) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся у них особых образовательных потребностей и как наиболее оптимальный для получения общего образования и до профессионально-трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации учащихся. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально или с малыми группами обучающихся (группы по 3-4). Учитывая дефект каждого конкретного ребенка, направлены на его индивидуальное сопровождение, коррекцию и педагогическую поддержку. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; • формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование основ здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В рамках предметной области «Технология» ведется обучение по предметам «Ручной труд» и «Профильный труд». Для занятий по трудовому обучению учащиеся V IX классов делятся на 2 группы (девочки и мальчики). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Для этого был введен во 2-4 классах 1 час курса «Мастерская природы», 1 час курса «Чтение с увлечением», 1 час курса «Школа здоровья». Курсы направлены на формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщения их к общекультурным ценностям, формирования жизненных компетенций. С целью подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении вводится 1 час курса «Школа безопасности» и 1 час курса «Мой путь к профессии» в 5-9 классах. По окончании 9 классов обучающиеся сдают экзамен по «Профильному труду» и получают документ установленного образца об окончании коррекционного класса общеобразовательной организации. Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) I-IV классы Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Рисование (изобразительное искусство) 5.Физическая 5.1. Адаптивная физическая культура культура 6. Технология 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Мастерская природы Чтение с увлечением Психогимнастика Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего к финансированию Количество часов в неделю I II III IV Всего 3 3 2 3 2 2 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 12 15 8 15 5 5 4 3 3 3 3 12 2 21 - 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 90 6 6 6 6 24 4 31 4 33 4 33 4 33 16 130 Коррекционно-развивающая область Количество часов в неделю I III IV 2 2 2 Логопедические занятия Развитие психомоторики и сенсорных 2 2 2 процессов Психогимнастика 2 2 2 6 Всего 6 6 Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) V-IX классы Предметные Классы Количество часов в неделю области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык 4 4 4 4 4 20 практика 1.2.Чтение 4 4 4 4 4 20 (Литературное чтение) 2. Математика 4 4 4 2.1.Математика 3 3 17 2.2. Информатика 1 1 3 2 2 4 3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2.Биология 2 2 2 6 3.3. География 2 2 2 2 8 4. Человек и 4.1. Мир истории 2 2 1 2 2 2 общество 4.2. Основы социальной 1 8 жизни 2 2 2 4.3. История отечества 6 5. Искусство 5.1. Изобразительное 2 2 искусство 5.2. Музыка 1 1 6. Физическая 6.1. Физическая культура 3 3 3 3 3 15 культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд 6 6 7 8 8 35 Итого 27 28 30 31 31 147 Часть, формируемая участниками 2 2 2 2 2 10 образовательных отношений Школа безопасности 1 1 1 Мой путь к профессии 1 1 1 Максимально допустимая недельная 29 30 32 33 33 157 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 6 6 6 6 6 30 (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 Всего к финансированию 39 40 42 43 43 Коррекционно-развивающая область Количество часов в неделю VIII VII V 2 2 1 Логопедические занятия 1 2 2 Психокоррекционные занятия 2 2 1 Коррекционные занятия 3 Всего 6 6 207 IX 1 1 1 3 Приоритетными учебными предметами у обучающихся по АООП для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (СИПР, 2 вариант) являются: «Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык. Русский язык)», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность», «Физическая физкультура (адаптивная)», «Предметно-практические действия». Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются формирование слухового восприятия и обучение устной речи, коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие), альтернативная коммуникация. При реализации АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4) создаются специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) - 4 классы Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 3 часа 1.Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1 Математические представления 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 1 час 3.2 Окружающий социальный мир 1 час 4. Искусство 2 часа 4.1 Музыка и движение 0,5 часа 4.2 Изобразительная деятельность 0,5 часа 5. Технология 5.1 Предметно - практические действия 1 час 6. Физическая культура Итого: 6.1 Адаптивная физкультура 1 час 10 часов Учебный план АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР (вариант 6.4) 1 класс (Немтинова К.) Учебные предметы Предметные области 1.Язык и речевая практика Общение и чтение Количество часов в неделю 2ч Письмо 1ч 2. Математика Математические представления 2ч 3. Естествознание Развитие речи и окружающий природный мир 1ч 4. Человек Жизнедеятельность человека 1ч Самообслуживание 1ч 5. Технология Предметные действия 1ч 6. Физическая культура Итого: Адаптивная физическая культура 1ч 10 часов Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс - Учебные предметы 1.Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3. Окружающий мир 2 часа 2 часа 1 час 1 час 1 час 1 час 3.3 Домоводство 0,5 час - 3.4 Окружающий социальный мир 0,5 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час - 1 час 1 час - 10 часов 10 часов 3.2 Человек 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технологии 4.1 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия Итого: Количество часов в неделю Оборин Е. Селина Е. 2 часа 2 часа