ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
МАОУ «Конзаводская средняя школа им. В.К.Блюхера»
на 2025 – 2026 учебный год
Уровень основного общего образования
Учебный план для 5-9 классов разработан на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012
года №273 – ФЗ);
Закона Пермского края от 12.03.2014г. №308 – ПК «Об образовании в Пермском крае»
(п.4, ст.16);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 2020г.,
регистрационный номер 61573);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N
370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 № 1028
«О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России,
касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России,
касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего образования и
основного общего образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года
№704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
Федерального перечня
учебников, рекомендованных
(допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию.
Цель работы образовательной организации на уровне основного общего
образования: создание условий для реализации личностного развития ребенка, его
способностей, возможностей и интересов на основе формирования ключевых
компетенций, необходимых в современном обществе:
- реализация деятельностного подхода в обучении с целью повышения учебной
мотивации и развития способностей, возможностей и интересов;
- обеспечение усвоения учащимися обязательного минимума содержания основного
общего образования на уровне требований ФГОС;
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора жизненного пути, гражданской
позиции, и профессиональной деятельности;
- воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других
людей.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения). В связи с введением ФГОС при конструировании учебного плана учтен ряд
принципиальных особенностей организации образовательного процесса, а именно:
-обновление содержания образования;
-понимание сущности учебных предметов и их специфики на основе системно –
деятельностного подхода, согласно которому содержание и структура учебного предмета
задают требования к организации учебной деятельности;
-включение в учебный процесс разных видов деятельности (учебной, проектной,
исследовательской);
-предоставление разнообразия образовательных траекторий обучающимся в
соответствии с запросами и индивидуальными потребностями (в части, формируемой
участниками образовательных отношений);
-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования.
Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками
образовательных отношений. Наполняемость обязательной части определена составом
учебных предметов обязательных предметных областей, модулей. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, состоит из занятий,
направленных на
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с их запросами,
а также отражает специфику школы.
На уровне основного общего образования установлена пятидневная учебная неделя для
5-9 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели. Учебная нагрузка в
соответствии с требованиями не превышает максимально допустимую: в 5-х классах –
29 часов, в 6 классах – 30, в 7 классах – 32, в 8, 9 классах – 33 часа. С целью
формирования умения осуществлять выбор
в соответствии с индивидуальными
запросами
предлагается разнообразное количество учебных предметов в части,
формируемой участниками образовательных отношений (в том числе сверх сетки). Из
них обучающимся предлагается выбрать интересующие.
Продолжительность урока для 5 - 9 классов - 40 минут. Перемены между уроками по
10 минут, предусмотрено две перемены по 20 минут.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года и
включает следующие виды:
5 класс
Предметные области Предметы
Формы промежуточной аттестации
учебного плана (в
том числе модули)
Русский
язык
и Русский язык
Контрольная работа
литература
Литература
Устное собеседование по билетам
Иностранный язык
Иностранный язык Лексико-грамматический тест
Математика и
Математика
информатика
Контрольная работа
Общественно-научные История
Контрольная работа «Древний мир»
предметы
География
Контрольная работа в формате ВПР
Естественнонаучные
Биология
предметы
Контрольная работа в формате ВПР
Искусство
Музыка
Контрольная работа
Изобразительное
искусство
Тест и практическая работа
Технология
Труд (технология)
Итоговый тест
Физическая культура и Физическая
основы безопасности
культура
жизнедеятельности
Контрольная работа
6 класс
Предметные области
Предметы
учебного Формы промежуточной аттестации
плана (в том числе
модули)
Русский
язык
и Русский язык
Контрольная работа
литература
Литература
Контрольная работа
Иностранный язык
Иностранный язык
Лексико-грамматический тест,
устный зачет (6М)
Математика и
Математика
информатика
Контрольная работа
Общественно-научные История
Контрольная работа по истории Vпредметы
начала XVI вв.
География
Контрольная работа
Естественнонаучные
Биология
предметы
Итоговая контрольная работа
Искусство
Музыка
Контрольная работа
Изобразительное
искусство
Тест и практическая работа
Технология
Труд (технология)
Защита проекта
Физическая культура и Физическая культура
основы безопасности
Контрольная работа
жизнедеятельности
Контрольный тест
7 класс
Предметные области
Предметы
учебного Формы промежуточной аттестации
плана (в том числе
модули)
Русский
язык
и Русский язык
Контрольная работа
литература
Литература
Контрольная работа
Иностранный язык
Иностранный язык
Лексико-грамматический тест,
устный зачет (7М)
Математика и
Алгебра
Контрольная работа
информатика
Геометрия
Контрольная работа
Вероятность
и
статистика
Контрольная работа
Информатика
Итоговая творческая работа
Общественно-научные История
Контрольная работа по истории XVIпредметы
XVII вв.
География
Контрольная работа
Естественнонаучные
Биология
Итоговая контрольная работа
предметы
Физика
Итоговая контрольная работа
Искусство
Музыка
Контрольная работа
Изобразительное
искусство
Тест и практическая работа
Технология
Труд (технология)
Защита проекта
Физическая культура и Физическая культура
основы безопасности
жизнедеятельности
Контрольная работа
8 класс
Предметные области
Предметы
учебного
плана (в том числе
модули)
Русский
язык
и Русский язык
литература
Литература
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
Алгебра
информатика
Геометрия
Информатика
Общественно-научные История
предметы
Обществознание
География
Естественнонаучные
Биология
предметы
Физика
Химия
Искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура и Физическая культура
основы безопасности
ОБЗР
жизнедеятельности
9 класс
Предметные области
Предметы
учебного
плана (в том числе
модули)
Русский
язык
и Русский язык
литература
Литература
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
Алгебра
информатика
Геометрия
Информатика
Общественно-научные История
предметы
Обществознание
География
Естественнонаучные
Биология
предметы
Физика
Химия
Технология
Труд (технология)
Физическая культура и Физическая культура
основы безопасности
ОБЗР
жизнедеятельности
Формы промежуточной аттестации
Контрольная работа
Устное собеседование
Лексико-грамматический тест
Контрольная работа
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа по истории
XVIIIв.
Контрольная работа в форме ОГЭ
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Формы промежуточной аттестации
Контрольная работа в формате ОГЭ
Контрольная работа
Устный зачет
Контрольная работа (в формате ОГЭ)
Контрольная работа (в формате ОГЭ)
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа по истории XIXнач.XX вв
Контрольная работа в форме ОГЭ
Контрольная работа в форме ОГЭ
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Обучение в образовательной организации осуществляется по четвертям.
Содержание учебного плана на уровне основного общего образования сформировано в
соответствии с ФООП.
Обязательная часть учебного плана обеспечивается в полном
объеме, сохранены предметные области, номенклатура предметов и количество часов.
Учебный предмет «Математика» с 7 класса представлен двумя самостоятельными
предметами: «Алгебра» и «Геометрия». С 7 класса ведется предмет «Теория вероятности
и статистики».
Учебный предмет «Обществознание» изучается в 8 и 9 классах и является
интегрированным. Предмет изучается по модульному принципу и включает в себя
следующие разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика»,
«Экономика» и «Право».
Предметная область «Искусство» в 5-8 классах представлена отдельными предметами:
«Изобразительное искусство» и «Музыка». На каждый предмет выделено по одному часу
в неделю.
Учебный предмет «Труд (технология)» построен по модульному принципу. При
изучении обязательных модулей «Производство и технологии», «Компьютерная графика,
черчение», «3-D-моделирование, макетирование», «Технологии обработки материалов,
пищевых продуктов», «Робототехника» предусмотрено деление по гендерному принципу;
ведение модулей педагогами, имеющими специальную подготовку.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отвечает целям и
задачам школы и направлена на
- формирование функциональной грамотности (читательской, финансовой,
естественнонаучной, компьютерной) в 5-9 классах;
- развитие интереса и способности к социальному самоопределению, адаптации к
жизни в обществе;
- приобщение к творениям мировой культуры;
- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных навыков;
- воспитание гражданской позиции;
- формирование культуры здорового образа жизни.
Часы этой части учебного плана представлены краткосрочными курсами.
С целью лучшей адаптации к обучению на уровне основного общего образования в 5
классах введен курс «Я пятиклассник», 1 час в неделю, проведение которого способствует
формированию
необходимых
самостоятельных
учебных
навыков,
развитию
мыслительных процессов, умения работать в группе.
Для работы по профориентации и самоопределения в 8 классе вводится курс «Мой
выбор» (0,5 ч.), который будет вести школьный психолог.
С целью предпрофильной подготовки в 9 классе обучающимся предложены курсы по
выбору (каждому обучающемуся предложено выбрать и посещать не менее 2 курсов из
следующих: «Решение физических задач», «Человек в современном мире», «Расчетные
задачи и упражнения по химии», «Избранные вопросы биологии», «Особенности
регионов России»,»Английский язык в современном мире», Практикум по информатике).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
уровня основного общего образования
5 классы
вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Классы
Предметные
области
Учебные
предметы/
классы
5А
5Б
5В
5Г
5Д
Русский язык
5
5
5
5
5
Литература
Иностранный
язык
(английский
язык)
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5М
1. Обязательная часть
Русский язык
и литература
Иностранные
языки
Математика и
Математика
информатика
Общественнон
История
аучные
предметы
География
Естественно
Биология
научные
прдметы
Искусство
Технология
Изобразитель
ное искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура
Физическая
культура
Итого
2. Часть, формируемая
Читательская грамотность.
Я пятиклассник
МедиаЛаборатория
Олимпиадная математика
Максимально допустимая
Общая нагрузка
5
3
3
5
5
5
5
5
5
3
3
3
3
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
27
27
27
27
27
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
27
2
0
0
1
0
0
0
0
0
1
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
29
1
2
2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
уровня основного общего образования
6 классы
вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Классы
Предметные
области
Учебные
предметы/
классы
6А
6Б
6В
6Г
6Д
6М
6
6
6
6
6
6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
5
5
5
3
3
3
3
3
1
1
1
1
1
3
1
1. Обязательная часть
Русский язык Русский язык
и литература Литература
Иностранный
Иностранные язык
языки
(английский
язык)
Математика и
Математика
информатика
Общественно История
научные
География
предметы
Естественно
Биология
научные
прдметы
Изобразительно
Искусство
е искусство
Музыка
Труд
Технология
(технология)
Физическая Физическая
культура
культура
Итого
2. Часть, формируемая
Введение в проектную
МедиаЛаборатория
Информационная грамотность
Читательская грамотность
Исторический календарь
Формирование базовых
Максимально допустимая
Общая нагрузка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
28
28
28
28
28
2
2
2
2
2
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0
0,5
0
0
0
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
0
0
30
30
1
1
2
2
28
2
0,5/0,5
1
0
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
уровня основного общего образования
7 классы
вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Классы
Учебные
предметы/
классы
Предметные
области
7А
7Б
7В
7Г
7М
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
Алгебра
3
3
3
3
3
Геометрия
Вероятность и
статистика
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
Информатика
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
Физика
2
2
2
2
2
Биология
Изобразительно
е искусство
Музыка
Труд
(технология)
Физическая
культура
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1. Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литература
Литература
Иностранный
Иностранные
язык
языки
(английский
язык)
Математика и
информатика
История
Общественнонау
чные предметы География
Естественно
научные
прдметы
Искусство
Технология
Физическая
культура
Итого
2. Часть, формируемая
Стратегия смыслового чтения и
2
2
2
2
2
30
30
30
30
30
2
2
2
2
2
0
0
0
0
1
Исследуем природу
0
0
0
0
0,5
Мой Пермский край
Изучаем микромир
Максимально допустимая
Общая нагрузка
1
1
1
1
0,5
1
1
1
1
0
32
32
32
32
32
32
32
32
32
32
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
уровня основного общего образования
8 классы
вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Классы
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
1. Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература
Иностранный язык
Иностранные языки
(английский язык)
Алгебра
Геометрия
Математика и
Вероятность и
информатика
статистика
Информатика
История
Общественнонаучн
Обществознание
ые предметы
География
Физика
Естественно
Химия
научные прдметы
Биология
Изобразительное
Искусство
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Основы безопасности
Основы безопасности и защиты Родины
и защиты Родины
Физическая
Физическая культура
культура
Итого
2. Часть, формируемая участниками
Функциональное чтение
Трудные вопросы орфографии и
Мой выбор (психолог)
Физические опыты: проведение и
Максимально допустимая недельная
Общая нагрузка
8А
8Б
8В
8Р
3
3
3
3
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
31
31
31
31
2
2
2
2
0
1
1
1
1
0
0
0
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
33
33
33
33
33
33
33
33
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
уровня основного общего образования
9 классы
вариант 1 (5-дневная учебная неделя)
Классы
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
1. Обязательная часть
Русский язык Русский язык
и литература Литература
Иностранные Иностранный язык
языки
(английский язык)
Алгебра
Геометрия
Математика и
Вероятность и
информатика
статистика
Информатика
Общественнон История
аучные
Обществознание
предметы География
Естественно Физика
научные
Химия
прдметы
Биология
Технология
Труд (технология)
Основы безопасности
Основы безопасности и защиты Родины
и защиты Родины
Физическая
Физическая культура
культура
Итого
2. Часть, формируемая
Формы работы с текстом
Человек в современном мире
Решение сложных задач по физике
Особенности регионов России
Расчетные задачи и упражнения по
Избранные вопросы биологии
Английский язык в современном мире
Практикум по информатике
Максимально допустимая недельная
Общая нагрузка
9А
9Б
9В
9Г
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
32
32
32
32
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
33
33
33
33
33
33
33
33