РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» протокол № 01 от 30.08.2023 УТВЕРЖДЕНО приказом № 473 от 06.09.2023 Директор МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» _________________И.Л. Антонов Положение о реализации дополнительных общеобразовательных, (общеразвивающих) программ в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» Настоящее Положение о реализации дополнительных общеразвивающих (общеразвивающих) программ в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» (далее, соответственно – Положение, школа) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. 1. Общие положения 1.1. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в школе направлена на: 1.1.1. обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического воспитания обучающихся; 1.1.2. формирование и развитие творческих способностей обучающихся; 1.1.3. удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; 1.1.4. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; 1.1.5. адаптацию обучающихся к жизни в обществе; 1.1.6. профессиональную ориентацию обучающихся; 1.1.7. выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; 1.1.8. удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. 1.2. Реализуемые в школе дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы, а также дополнительные образовательные программы, реализуемые в иных образовательных организациях, образуют систему дополнительного образования. 1.3. В систему дополнительного образования школы вовлекаются все обучающиеся. 1.4. Реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в школе организуется в рамках образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально 1.5. Объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора школы. 1.6. Руководство реализацией дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, а также управление всех системой дополнительного образования возлагается на заместителя директора школы по воспитательной работе, который организует работу и несет ответственность за результативность. 1.7. Прием и зачисление обучающихся в объединения осуществляется по заявлению родителей на основе свободного и добровольного выбора детьми дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) образовательных программ. 1.8. Штатное расписание объединений дополнительного образования формируется и может меняться в связи с потребностями и возможностями школы, запросами участников образовательных отношений школы, а также развитием дополнительного образования (педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагогиорганизаторы). 2. Функции дополнительного образования в школе 2.1. Образовательная функция – в объединениях каждый обучающийся имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности. 2.2. Социально-адаптивная функция – занятия в объединениях позволяют значительной части обучающихся (особенно тем, поведение которых не соответствует школьным требованиям, не успевающим в учебе) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами. 2.3. Коррекционно-развивающая функция – учебно-воспитательный процесс объединения позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, с также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии. 2.4. Воспитательная функция – содержание и методика работы объединения оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма. 3. Содержание реализуемых в школе дополнительных программ 3.1. Содержание и материал программы дополнительного образования в школе организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 3.1.1. «стартовый (начальный) уровень» – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в данной образовательной области (уровень также предполагает обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы); 3.1.2. «базовый уровень» – предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы (уровень также предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения); 3.1.3. «продвинутый (профессионально-ориентированный) уровень» – предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы, также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы (уровень также предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения). 3.2. Независимо от уровня сложности, реализуемые в школе дополнительные программы предполагают следующий перечень направленностей: 3.2.1. программы художественной направленности ориентированы на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира; 3.2.2. программы технической направленности ориентированы на формирование и развитие научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей учащихся в области точных наук и технического творчества. Сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек – Техника»; 3.2.3. программы естественнонаучной направленности ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, окружающему миру, информатике, географии, медицине, информатике, астрономии (программы способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности); 3.2.4. программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, и здоровья (программы ориентированы на приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва страны, сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек – Человек»); 3.2.5. программы социально-гуманитарной направленности ориентированы на социальную адаптацию детей (в том числе детей с ОВЗ, детей группы «риска» и детей, находящихся в социально опасном положении), на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков. 3.3. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным программам одной направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагога, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе. 3.4. Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы проектируются педагогами школы самостоятельно, в соответствии с требованиями, утвержденными в школе. 3.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяется педагогом самостоятельно при проектировании программы, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы. 3.6. Расписание занятий объединений составляется администрацией школы по представлению педагогами, с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом того, что это является дополнительной нагрузкой к обязательной учебной нагрузке обучающихся. 3.7. Организационные формы дополнительного образования в школе: формы организации объединений (кружки, секции, клубы), формы учебных занятий (теоретические занятия, практические занятия, выездные занятия, экспедиции и походы, и т. д.), массовые формы учебной работы (концерты, выставки, конкурсы, отчеты), прописываются в дополнительных образовательных программах при их проектировании педагогами. 3.8. Численный состав (наполняемость) объединений в школе составляет: 3.8.1. в объединениях технической направленности – не менее 10 человек, 3.8.2. в объединениях художественной, социально-гуманитарной направленности – не менее 15 человек, 3.8.3. в объединениях физкультурно-спортивной и туристскокраеведческой направленности – не менее 10 человек. 4. Права и обязанности участников образовательной деятельности при реализации дополнительных программ 4.1. К основным правам обучающихся относятся: 4.1.1. получение бесплатного дополнительного образования; 4.1.2. выбор образовательной программы в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями; 4.1.3. возможность свободного перехода из объединения в объединение образовательного учреждения в течение учебного года; 4.1.4. свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 4.2. К основным обязанностям обучающихся относятся: 4.2.1. выполнение требований настоящего Положения, правил внутреннего распорядка для обучающихся школы; 4.2.2. уважение чести и достоинства обучающихся и персонала школы; 4.2.3. бережное отношение к имуществу школы. 4.3. К правам родителей (законных представителей) обучающихся относятся: 4.3.1. защита законных прав и интересов обучающихся; 4.3.2. знакомство с содержанием образовательного процесса и успехами обучающихся; 4.3.3. выбор образовательной программы для обучающегося в соответствии с условиями, имеющимися в школе. 4.4. К основным обязанностям родителей (законных представителей) обучающихся относится воспитание и обеспечение получения детьми дополнительного образования. 4.5. К основным правам педагогических работников относятся: 4.5.1. педагогически обоснованная свобода выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний; 4.5.2. повышение профессиональной квалификации; 4.5.3. аттестация на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию; 4.5.4. другие дополнительные льготы и права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 4.6. К основным обязанностям педагогических работников относятся: 4.6.1. выполнение устава школы, настоящего Положения, правил внутреннего трудового распорядка школы; 4.6.2. выполнение условий трудового договора, должностных и функциональных обязанностей.