Положение о реализации дополнительных общеобразовательных, (общеразвивающих) программ

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ «Конзаводская средняя школа имени
В.К. Блюхера»
протокол № 01 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 473 от 06.09.2023
Директор МАОУ «Конзаводская средняя
школа имени В.К. Блюхера»
_________________И.Л. Антонов

Положение
о реализации дополнительных общеобразовательных,
(общеразвивающих) программ
в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»
Настоящее Положение о реализации дополнительных общеразвивающих
(общеразвивающих) программ в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени
В.К. Блюхера» (далее, соответственно – Положение, школа) разработано
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629, СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28.
1. Общие положения
1.1. Образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам в школе направлена на:
1.1.1. обеспечение
духовно-нравственного,
гражданскопатриотического воспитания обучающихся;
1.1.2. формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
1.1.3. удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся
в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии
и физическом совершенствовании;
1.1.4. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени
обучающихся;
1.1.5. адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
1.1.6. профессиональную ориентацию обучающихся;
1.1.7. выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших
выдающиеся способности;
1.1.8. удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов.
1.2. Реализуемые в школе дополнительные общеобразовательные
(общеразвивающие) программы, а также дополнительные образовательные

программы, реализуемые в иных образовательных организациях, образуют
систему дополнительного образования.
1.3. В систему дополнительного образования школы вовлекаются все
обучающиеся.
1.4. Реализация
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих) программ в школе организуется в рамках
образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными
планами в объединениях по интересам, сформированных в группы
обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения
(клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие
коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения),
а также индивидуально
1.5. Объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются
приказом директора школы.
1.6. Руководство реализацией дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программ, а также управление всех системой
дополнительного образования возлагается на заместителя директора школы
по воспитательной работе, который организует работу и несет
ответственность за результативность.
1.7. Прием и зачисление обучающихся в объединения осуществляется
по заявлению родителей на основе свободного и добровольного выбора
детьми
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих)
образовательных программ.
1.8. Штатное расписание объединений дополнительного образования
формируется и может меняться в связи с потребностями и возможностями
школы, запросами участников образовательных отношений школы, а также
развитием дополнительного образования (педагоги дополнительного
образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагогиорганизаторы).
2. Функции дополнительного образования в школе
2.1. Образовательная функция – в объединениях каждый обучающийся
имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные
потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде
деятельности.
2.2. Социально-адаптивная функция – занятия в объединениях
позволяют значительной части обучающихся (особенно тем, поведение
которых не соответствует школьным требованиям, не успевающим в учебе)
получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать
«ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми
способами.
2.3. Коррекционно-развивающая функция – учебно-воспитательный
процесс объединения позволяет развить интеллектуальные, творческие
и физические способности каждого ребенка, с также подкорректировать
некоторые отклонения в его развитии.

2.4. Воспитательная функция – содержание и методика работы
объединения оказывают значительное влияние на развитие социально
значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков,
воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма
и патриотизма.
3. Содержание реализуемых в школе дополнительных программ
3.1. Содержание и материал программы дополнительного образования
в школе организованы по принципу дифференциации в соответствии со
следующими уровнями сложности:
3.1.1. «стартовый (начальный) уровень» – предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы, удовлетворение познавательного интереса обучающегося,
расширение его информированности в данной образовательной области
(уровень также предполагает обогащение навыками общения и приобретение
умений совместной деятельности в освоении программы);
3.1.2. «базовый уровень» – предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы (уровень также предполагает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения);
3.1.3. «продвинутый (профессионально-ориентированный) уровень» –
предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих
доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным
разделам в рамках содержательно-тематического направления программы,
также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ
к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы (уровень также
предусматривает достижение повышенного уровня образованности
обучающихся в данной области, умение видеть проблемы, формулировать
задачи, искать средства их решения).
3.2. Независимо от уровня сложности, реализуемые в школе
дополнительные
программы
предполагают
следующий
перечень
направленностей:
3.2.1. программы художественной направленности ориентированы на
развитие художественного вкуса, художественных способностей и
склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого
мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного
образа восприятия мира;
3.2.2. программы технической направленности ориентированы на
формирование и развитие научного мировоззрения, освоение методов
научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных,

конструкторских, инженерных способностей учащихся в области точных наук
и технического творчества. Сфера возможной будущей профессиональной
деятельности «Человек – Техника»;
3.2.3. программы естественнонаучной направленности ориентированы
на
развитие
познавательной
активности,
самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по
математике, физике, биологии, экологии, химии, окружающему миру,
информатике, географии, медицине, информатике, астрономии (программы
способствуют формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности);
3.2.4. программы
физкультурно-спортивной
направленности
ориентированы на укрепление здоровья, формирование навыков здорового
образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы
ценностей с приоритетом жизни, и здоровья (программы ориентированы на
приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва
страны, сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек
– Человек»);
3.2.5. программы
социально-гуманитарной
направленности
ориентированы на социальную адаптацию детей (в том числе детей с ОВЗ,
детей группы «риска» и детей, находящихся в социально опасном положении),
на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными
социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах
социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование
педагогических навыков.
3.3. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным
программам одной направленности или комплексным (интегрированным)
программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены
два и более педагога, распределение учебной нагрузки между ними
фиксируется в образовательной программе.
3.4. Дополнительные
общеобразовательные
(общеразвивающие)
программы проектируются педагогами школы самостоятельно, в соответствии
с требованиями, утвержденными в школе.
3.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее
реализации, численный и возрастной состав объединения, определяется
педагогом самостоятельно при проектировании программы, исходя из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических
условий, что отражается в Пояснительной записке программы.
3.6. Расписание занятий объединений составляется администрацией
школы по представлению педагогами, с учетом пожеланий родителей
(законных представителей), возрастных особенностей обучающихся
и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом того, что это
является дополнительной нагрузкой к обязательной учебной нагрузке
обучающихся.

3.7. Организационные формы дополнительного образования в школе:
формы организации объединений (кружки, секции, клубы), формы учебных
занятий (теоретические занятия, практические занятия, выездные занятия,
экспедиции и походы, и т. д.), массовые формы учебной работы (концерты,
выставки, конкурсы, отчеты), прописываются в дополнительных
образовательных программах при их проектировании педагогами.
3.8. Численный состав (наполняемость) объединений в школе
составляет:
3.8.1. в объединениях технической направленности – не менее 10
человек,
3.8.2. в объединениях художественной, социально-гуманитарной
направленности – не менее 15 человек,
3.8.3. в объединениях физкультурно-спортивной и туристскокраеведческой направленности – не менее 10 человек.
4. Права и обязанности участников образовательной деятельности
при реализации дополнительных программ
4.1. К основным правам обучающихся относятся:
4.1.1. получение бесплатного дополнительного образования;
4.1.2. выбор образовательной программы в соответствии со своими
способностями, потребностями и возможностями;
4.1.3. возможность свободного перехода из объединения в объединение
образовательного учреждения в течение учебного года;
4.1.4. свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным
планом.
4.2. К основным обязанностям обучающихся относятся:
4.2.1. выполнение требований настоящего Положения, правил
внутреннего распорядка для обучающихся школы;
4.2.2. уважение чести и достоинства обучающихся и персонала школы;
4.2.3. бережное отношение к имуществу школы.
4.3. К правам родителей (законных представителей) обучающихся
относятся:
4.3.1. защита законных прав и интересов обучающихся;
4.3.2. знакомство с содержанием образовательного процесса и успехами
обучающихся;
4.3.3. выбор образовательной
программы
для
обучающегося
в соответствии с условиями, имеющимися в школе.
4.4. К основным обязанностям родителей (законных представителей)
обучающихся относится воспитание и обеспечение получения детьми
дополнительного образования.
4.5. К основным правам педагогических работников относятся:
4.5.1. педагогически обоснованная свобода выбора и использование
методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов
оценки знаний;
4.5.2. повышение профессиональной квалификации;

4.5.3. аттестация на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию;
4.5.4. другие дополнительные льготы и права, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
4.6. К основным обязанностям педагогических работников относятся:
4.6.1. выполнение устава школы, настоящего Положения, правил
внутреннего трудового распорядка школы;
4.6.2. выполнение условий трудового договора, должностных
и функциональных обязанностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».