УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОНЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.К. БЛЮХЕРА» ПРИКАЗ 28.06.2024 № 408 Об утверждении и вводе в действие должностной инструкции учитель в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» В рамках урегулирования трудовых отношений с педагогическими работниками МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» (далее – школа), во исполнение требований действующего трудового законодательства Российской Федерации, на основании Протестов прокуратуры Пермского района на должностные инструкции педагогических работников школы от 05.06.2024 № 5-5-2024/Прдп301-24-20570032 и № 5-5-2024/Прдп302-2420570032, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 28.08.2024 прилагаемую должностную инструкцию учителя в школе. 2. Признать утратившими силу с 28.08.2024 следующие должностные инструкции: 2.1.учителя начальных классов от 30.12.2020 № 3, утвержденную приказом по школе от 11.01.2021 № 01; 2.2.учителя уровня основного и среднего общего образования от 30.12.2020 № 4, утвержденную приказом по школе от 11.01.2021 № 01; 2.3.учителя специального (коррекционного) класса от 30.12.2020 № 5, утвержденную приказом по школе от 11.01.2021 № 01. 3. Специалисту по кадрам Коротаевой Л.П. в срок до 05.07.2024 организовать ознакомление учителей школы с прилагаемой должностной инструкцией путем направления в общий чат государственной информационной платформы «СФЕРУМ», а также путем рассылки по электронной почте (с уведомлением о прочтении). 4. Учителю начальных классов Караваевой А.А. в срок до 05.07.2024 разместить настоящий приказ с прилагаемой к нему должностной инструкцией на официальном сайте школы в информационно-коммуникационной сети Интернет. 5. Контроль надлежащего исполнения настоящего приказа оставляю за собой. Директор И.Л. Антонов Приложение к приказу от 28.06.2024 № 408 Должностная инструкция учителя МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с нормами и требованиями: 1.1.1. Трудового Кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем; 1.1.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 1.1.3. профессионального стандарта: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, в действующей редакции; 1.1.4. квалификационной характеристики по должности учитель, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 1.2. Настоящая должностная инструкция определяет перечень знаний и умений, трудовых функций и обязательностей учителя в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» (далее – школа), а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе школы. 1.3. Учитель принимается на работу и освобождается от должности директором школы с соблюдением требований действующего трудового законодательства Российской Федерации. 1.4. Учитель проходит аттестацию в сроки и порядке, установленном требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными актами Пермского края и Пермского муниципального округа Пермского края, локальными нормативными актами школы. 1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических работников школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде Российской Федерации. 1.6. Учитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. 1.7. Для работы учителем в школу принимается лицо: 1.7.1. имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе, либо получающее высшее образование по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшее промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, либо получающие среднее или высшее профессиональное образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки», и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения. 1.7.2. без предъявления требований к опыту практической работы; 1.7.3. не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; 1.7.4. не имеющее (не имевшее) судимость, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, состав и виды которых установлены действующим законодательством Российской Федерации; 1.7.5. не имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше; 1.7.6. не признанное недееспособным в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке; 1.7.7. не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения 1.7.8. соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе; 1.7.9. не имеющее иных ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» действующего Трудового кодекса Российской Федерации. 1.8. Для работы учителем в школу не допускаются лица, имеющие статус иностранного агента. 1.9. В своей деятельности в школе учитель руководствуется: 1.9.1. Конституцией и действующими законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимися образования и воспитания обучающихся; 1.9.2. Федеральным законом «Об организации в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; 1.9.3. действующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС); 1.9.4. действующей Федеральной образовательной программой соответствующего уровня общего образования; 1.9.5. нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 1.9.6. норами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 1.9.7. действующим административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации; 1.9.8. Уставом и локальными нормативными актами школы, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы; 1.9.9. настоящей должностной инструкцией; 1.9.10. правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности; 1.9.11. трудовым договором между работником и работодателем; 1.9.12. инструкцией по охране труда для учителя; 1.9.13. Конвенцией ООН о правах ребенка. 1.10. Для реализации общепедагогической функции (обучение) учитель должен знать: 1.10.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; 1.10.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; 1.10.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; 1.10.4. основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; 1.10.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; 1.10.6. основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; 1.10.7. требования ФГОС к преподаванию своего предмета, рекомендации по внедрению ФГОС в школе; 1.10.8. федеральную рабочую программу (далее – ФРП) по учебному предмету соответствующего уровня общего образования и методику обучения предмету; 1.10.9. учебники по предмету, отвечающие положениям ФГОС; 1.10.10. рабочую программу и методику обучения по преподаваемому предмету; 1.10.11. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты соответствующего уровня общего образования, законодательство о правах ребенка, требуемые для работы нормы трудового законодательства; 1.10.12. основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами; 1.10.13. функционал и возможности государственных информационных систем, созданных для реализации основных и дополнительных образовательных программ в Российской Федерации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 1.10.14. средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания предмета, и их дидактические возможности; 1.10.15. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; 1.10.16. Конвенцию о правах ребенка. 1.11. Для реализации трудовой функции воспитательная деятельность учитель дополнительно должен знать: 1.11.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; 1.11.2. научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки; 1.11.3. основы методики воспитательной работы; 1.11.4. методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (липами, их заменяющими), коллегами по работе; 1.11.5. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; 1.11.6. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории школы (экскурсий, походов и экспедиций); 1.11.7. правила внутреннего распорядка обучающихся школы; 1.11.8. правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды. 1.12. Для реализации трудовой функции развивающая деятельность учитель дополнительно должен знать: 1.12.1. педагогические закономерности организации образовательного процесса; 1.12.2. законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; 1.12.3. теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся; 1.12.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; 1.12.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; 1.12.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; 1.12.7. социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ. 1.13. Для реализации трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования учитель дополнительно должен знать: 1.13.1. основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста; 1.13.2. федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования и содержание примерной основной образовательной программы; 1.13.3. дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий; 1.13.4. существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях; 1.13.5. особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования. 1.14. Для реализации трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ основного общего и среднего общего образования учитель дополнительно должен дополнительно знать: 1.14.1. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета); 1.14.2. теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности; 1.14.3. современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 1.14.4. методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения; 1.14.5. основы экологии, экономики, социологии. 1.15. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное обучение. Математика» учитель дополнительно должен знать: 1.15.1. основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики; 1.15.2. представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений; 1.15.3. теорию и методику преподавания математики; 1.15.4. специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении. 1.16. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное обучение. Русский язык» учитель дополнительно должен знать: 1.16.1. основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики; 1.16.2. представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений; 1.16.3. теория и методика преподавания русского языка; 1.16.4. контекстные языковые нормы; 1.16.5. стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от местной языковой среды. 1.17. Для реализации общепедагогической функции (обучение) учитель должен уметь: 1.17.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.; 1.17.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 1.17.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; 1.17.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.17.5. применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; 1.17.6. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 1.17.7. планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; 1.17.8. осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; 1.17.9. организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях; 1.17.10. поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала; 1.17.11. обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов; 1.17.12. обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех обучающихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения); 1.17.13. использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья; 1.17.14. использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); 1.17.15. владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 1.17.16. использовать и владеть основами работы в государственных информационных системах, созданных для реализации основных и дополнительных образовательных программ в Российской Федерации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 1.17.17. владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). 1.18. Для реализации трудовой функции воспитательная деятельность учитель дополнительно должен уметь: 1.18.1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; 1.18.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; 1.18.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 1.18.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; 1.18.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; 1.18.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; 1.18.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; 1.18.8. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции; 1.18.9. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.; 1.18.10. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками; 1.18.11. владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; 1.18.12. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами школы в решении воспитательных задач. 1.19. Для реализации трудовой функции развивающая деятельность учитель дополнительно должен уметь: 1.19.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; 1.19.2. использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; 1.19.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; 1.19.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); 1.19.5. составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; 1.19.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; 1.19.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; 1.19.8. оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; 1.19.9. поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека 1.19.10. формировать детско-взрослые сообщества. 1.20. Для реализации трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования учитель дополнительно должен уметь: 1.20.1. реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы; 1.20.2. ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания; 1.20.3. во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования. 1.21. Для реализации трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ основного общего и среднего общего образования учитель дополнительно должен дополнительно уметь: 1.21.1. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе федеральных и примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; 1.21.2. организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; 1.21.3. разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности; 1.21.4. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС. 1.22. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное обучение. Математика» учитель дополнительно должен уметь: 1.22.1. совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся; 1.22.2. анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения; 1.22.3. формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; 1.22.4. поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи; 1.22.5. решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады); 1.22.6. совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации; 1.22.7. совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом 1.22.8. совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера); 1.22.9. проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.; 1.22.10. владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика); 1.22.11. квалифицированно набирать математический текст; 1.22.12. использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся; 1.22.13. работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры. 1.23. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное обучение. Русский язык» учитель дополнительно должен знать: 1.23.1. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному; 1.23.2. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы; 1.23.3. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; 1.23.4. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся; 1.23.5. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. 2. Трудовые функции 2.1. В соответствии с действующим профессиональным стандартом, в соответствии с заключенным с учителем трудовым договором, на учителя в школе могут возлагаться следующие трудовые функции в рамках педагогической деятельности проектированию и реализации образовательного процесса и педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ: 2.1.1. общепедагогическая функция (обучение); 2.1.2. воспитательная деятельность; 2.1.3. развивающая деятельность; 2.1.4. педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования; 2.1.5. педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; 2.1.6. реализация модуля «Предметное обучение. Математика»; 2.1.7. реализация модуль «Предметное обучение. Русский язык». 3. Должностные обязанности 3.1. В рамках трудовой функции общепедагогическая функция (обучение) учитель исполняет следующие обязанности: 3.1.1. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3.1.2. обеспечивает разработку и реализацию в полном объеме рабочей программы учебных предметов, дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы; 3.1.3. осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня образования; 3.1.4. участвует в разработке и реализации программы развития школы в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; 3.1.5. планирует и проводит учебные занятия; 3.1.6. систематически анализирует эффективность учебных занятий и подходов к обучению; 3.1.7. организует и осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; 3.1.8. формирует универсальные учебные действия у обучающихся; 3.1.9. формирует у обучающихся навыки, связанные с информационнокоммуникационными технологиями; 3.1.10. формирует у учеников школы мотивацию к обучению; 3.1.11. владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность; 3.1.12. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; 3.1.13. разрабатывает и реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающими актуальные события современности. 3.1.14. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательных отношениях; 3.1.15. объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 3.1.16. обеспечивает своевременную и качественную подготовку документации, перечень которой утвержден Министерством просвещения Российской Федерации, а также Министерством образования и науки Пермского края; 3.1.17. осуществляет методическую работу, предусмотренную Уставом школы, а также действующими локальными нормативными актами школы; 3.1.18. выявляет совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных по изучаемому предмету (дисциплине); 3.1.19. содействует в подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях; 3.1.20. формирует и поддерживает высокую мотивацию и развитие способности обучающихся к занятиям предметом (дисциплиной), предоставляет им подходящие задания, ведет кружок, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них обучающихся; 3.1.21. предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения предмета (дисциплины) в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; 3.1.22. формирует у обучающихся при решении образовательных задач умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; 3.1.23. ведет диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения образовательной задачи, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность решения образовательной задачи; 3.1.24. формирует у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении образовательной задачи там, где это эффективно; 3.1.25. формирует у обучающихся способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам; 3.1.26. обеспечивает реализацию основных и дополнительных образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в форме электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке и формах, установленных Правительством Российской Федерации и локальным нормативным актом школы, используя государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации этих образовательных программ; 3.1.27. профессионально использует элементы информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в школе; 3.1.28. использует в работе с обучающимися информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогает обучающимся в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; 3.1.29. формирует способности к логическому рассуждению и коммуникации, дает установку на использование этой способности, на ее ценность. 3.2. В рамках трудовой функции воспитательная деятельность учитель исполняет следующие обязанности: 3.2.1. обеспечивает разработку и реализацию в полном объеме рабочей программы воспитания; 3.2.2. формирует у обучающихся чувство патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к традициям многонационального народа Российской Федерации; 3.2.3. регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; 3.2.4. реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; 3.2.5. осуществляет постановку воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; 3.2.6. определяет и принимает четкие правила поведения обучающимися в соответствии с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка обучающихся школы; 3.2.7. проектирует и реализует воспитательные программы; 3.2.8. реализует воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); 3.2.9. проектирует ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу обучающихся (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); 3.2.10. оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления; 3.2.11. создает, поддерживает уклад, атмосферу и традиций жизни школы; 3.2.12. формирует у обучающихся толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде; 3.2.13. использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помогает семье в решении вопросов воспитания ребенка. 3.3. В рамках трудовой функции развивающая деятельность учитель исполняет следующие обязанности: 3.3.1. развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 3.3.2. выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; 3.3.3. оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывает программы профилактики различных форм насилия в школе; 3.3.4. применяет инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; 3.3.5. осваивает и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; 3.3.6. оказывает адресную помощь обучающимся; 3.3.7. взаимодействует с другими специалистами школы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; 3.3.8. разрабатывает (совместно с другими специалистами школы) и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития обучающихся; 3.3.9. осваивает и адекватно применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися; 3.3.10. формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного общения; 3.3.11. формирует систему регуляции поведения и деятельности обучающихся; 3.3.12. формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения; 3.3.13. организует публичные выступлений обучающихся, поощряет их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции; 3.3.14. формирует установку обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате; 3.3.15. поощряет участия обучающихся в театральных постановках, стимулирует создания обучающимися анимационных и других видеопродуктов; 3.3.16. моделирует виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и/или телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.); 3.3.17. консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей. 3.4. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования учитель дополнительно исполняет следующие обязанности: 3.4.1. проектирует образовательный процесс на основе ФГОС начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития обучающихся в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной; 3.4.2. формирует у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе; 3.4.3. формирует метапредметные компетенции, умения учиться и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования; 3.4.4. объективно оценивает успехи и возможности обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек; 3.4.5. организует учебный процесс с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся; 3.4.6. корректирует учебную деятельность, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек; 3.4.7. проводит в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом школы) мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе. 3.5. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учитель дополнительно исполняет следующие обязанности: 3.5.1. формирует общекультурные компетенции и понимание места преподаваемого предмета (учебной дисциплины) в общей картине Мира; 3.5.2. определяет на основе анализа учебной деятельности обучающихся оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов их обучения и развития; 3.5.3. определяет совместно с обучающимися, их родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагогпсихолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны их ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные программы развития обучающихся; 3.5.4. планирует специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточняет и модифицирует ранее выполненное планирование; 3.5.5. применяет специальные языковые программы (в том числе русского как иностранного), программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения; 3.5.6. совместно с обучающимися использует иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения; 3.5.7. организует олимпиады, конференции, турниры, предметные игры в школе и др. 3.6. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по реализации модуля «Предметное обучение. Математика» учитель дополнительно исполняет следующие обязанности: 3.6.1. формирует у обучающихся способность к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовность к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств; 3.6.2. формирует у обучающихся конкретные знания, умения и навыки в области математики и информатики; 3.6.3. формирует у обучающихся внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ); 3.6.4. формирует у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; 3.6.5. формирует у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления); 3.6.6. формирует материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого обучающегося и реализующую принципы современной педагогики; 3.6.7. сотрудничает с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и другими предметниками; 3.6.8. развивает инициативу обучающихся по использованию математики; 3.6.9. содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания; 3.6.10. формирует представление у обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности. 3.7. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по реализации модуля «Предметное обучение. Русский язык» учитель дополнительно исполняет следующие обязанности: 3.7.1. обучает методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации; 3.7.2. осуществляет совместно с обучающимися поиск и обсуждение изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирует у обучающихся «чувства меняющегося языка»; 3.7.3. использует совместно с обучающимися источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»); 3.7.4. формирует культуру диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций; 3.7.5. стимулирует сообщения обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализирует их структуру, используемые языковые и изобразительные средства; 3.7.6. обсуждает с обучающимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.; 3.7.7. поощряет индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся; 3.7.8. формирует у обучающихся умение применять в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; 3.7.9. формирует у обучающихся культуру ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав. 4. Права 4.1. Учитель в школе имеет права, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также следующие права: 4.1.1. участвовать в коллегиальных органах управления школой, в порядке, установленном Уставом школы; 4.1.2. участвовать в обсуждении проектов решений коллегиальных органов управления школой, в совещаниях по их подготовке и выполнению; 4.1.3. подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции; 4.1.4. запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям; 4.1.5. запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников школы необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения; 4.1.6. знакомиться с документами, определяющими обязанности, права и ответственность по занимаемой должности, критерии оценки качества его работы; 4.1.7. знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой учителем функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций; 4.1.8. вносить на рассмотрение директору школы предложения по улучшению работы школы в целом; 4.1.9. требовать от работодателя обеспечения организационнотехнических условий, необходимых для исполнения трудовых (должностных) обязанностей; 4.1.10. требовать от работодателя прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений; 4.1.11. участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им трудовых (должностных) обязанностей; 4.1.12. вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций; 4.1.13. обращаться к непосредственному руководителю и директору школы за содействием в исполнении трудовых (должностных) обязанностей и в реализации прав; 4.2. Учитель в школе имеет иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Уставом, коллективным договором, локальными нормативными актами школы, настоящим трудовым договором. 5. Ответственность 5.1. Учитель привлекается к ответственности: 5.1.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации; 5.1.2. за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; 5.1.3. за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса, – в порядке и в случаях, предусмотренных действующим административным и гражданским законодательством Российской Федерации; 5.1.4. за виновное причинение ущерба школе или участникам образовательных отношений в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, – в порядке и пределах, установленных действующим трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации. 6. Заключительные положения 6.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора), а также в иных случаях, предусмотренных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 6.2. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящейся у работодателя, а также в журнале ознакомления с инструкциями.