Об утверждении и вводе в действие должностной инструкции учитель в МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» #408 от 28.06.2024. pdf

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОНЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.К. БЛЮХЕРА»

ПРИКАЗ
28.06.2024

№ 408

Об утверждении и вводе в действие
должностной инструкции учитель
в МАОУ «Конзаводская средняя школа
имени В.К. Блюхера»

В рамках урегулирования трудовых отношений с педагогическими
работниками МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» (далее
– школа), во исполнение требований действующего трудового законодательства
Российской Федерации, на основании Протестов прокуратуры Пермского
района на должностные инструкции педагогических работников школы от
05.06.2024 № 5-5-2024/Прдп301-24-20570032 и № 5-5-2024/Прдп302-2420570032,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 28.08.2024 прилагаемую должностную
инструкцию учителя в школе.
2. Признать утратившими силу с 28.08.2024 следующие должностные
инструкции:
2.1.учителя начальных классов от 30.12.2020 № 3, утвержденную приказом
по школе от 11.01.2021 № 01;
2.2.учителя уровня основного и среднего общего образования от
30.12.2020 № 4, утвержденную приказом по школе от 11.01.2021 № 01;
2.3.учителя специального (коррекционного) класса от 30.12.2020 № 5,
утвержденную приказом по школе от 11.01.2021 № 01.
3. Специалисту по кадрам Коротаевой Л.П. в срок до 05.07.2024
организовать ознакомление учителей школы с прилагаемой должностной
инструкцией путем направления в общий чат государственной информационной
платформы «СФЕРУМ», а также путем рассылки по электронной почте
(с уведомлением о прочтении).
4. Учителю начальных классов Караваевой А.А. в срок до 05.07.2024
разместить настоящий приказ с прилагаемой к нему должностной инструкцией
на официальном сайте школы в информационно-коммуникационной сети
Интернет.
5. Контроль надлежащего исполнения настоящего приказа оставляю за
собой.
Директор

И.Л. Антонов

Приложение
к приказу от 28.06.2024 № 408
Должностная инструкция учителя
МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии
с нормами и требованиями:
1.1.1. Трудового Кодекса Российской Федерации и других нормативных
правовых актов, регулирующих трудовые отношения между работником
и работодателем;
1.1.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
1.1.3. профессионального
стандарта:
«Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
18.10.2013 № 544н, в действующей редакции;
1.1.4. квалификационной характеристики по должности учитель,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет перечень знаний
и умений, трудовых функций и обязательностей учителя в МАОУ
«Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» (далее – школа), а также его
права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе школы.
1.3. Учитель принимается на работу и освобождается от должности
директором школы с соблюдением требований действующего трудового
законодательства Российской Федерации.
1.4. Учитель проходит аттестацию в сроки и порядке, установленном
требованиями действующего законодательства Российской Федерации,
нормативными актами Пермского края и Пермского муниципального округа
Пермского края, локальными нормативными актами школы.
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его
обязанности могут быть возложены на других педагогических работников
школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на
основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований
законодательства о труде Российской Федерации.
1.6. Учитель непосредственно подчиняется заместителю директора
школы по учебно-воспитательной работе.
1.7. Для работы учителем в школу принимается лицо:
1.7.1. имеющее высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования

«Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в школе, либо получающее высшее
образование по специальностям и направлениям подготовки «Образование
и педагогические науки» и успешно прошедшее промежуточную аттестацию не
менее чем за три года обучения, либо получающие среднее или высшее
профессиональное образования по специальностям, входящим в укрупненную
группу специальностей «Образование и педагогические науки», и успешно
прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения.
1.7.2. без предъявления требований к опыту практической работы;
1.7.3. не лишенное права заниматься педагогической деятельностью
в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
1.7.4. не имеющее (не имевшее) судимость, не подвергавшееся
уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование
в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности
(за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию,
оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы),
половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности,
основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности
человечества, а также против общественной безопасности, состав и виды
которых установлены действующим законодательством Российской Федерации;
1.7.5. не имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные
умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше;
1.7.6. не признанное недееспособным в установленном действующим
законодательством Российской Федерации порядке;
1.7.7. не
имеющее
заболеваний,
предусмотренных
перечнем,
утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения
1.7.8. соответствующее
требованиям,
касающимся
прохождения
предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя,
обязательного психиатрического освидетельствования (при приеме на работу и
далее не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и
аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации,
а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских
обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках,
перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
1.7.9. не имеющее иных ограничений на занятия педагогической
деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической
деятельностью» действующего Трудового кодекса Российской Федерации.
1.8. Для работы учителем в школу не допускаются лица, имеющие статус

иностранного агента.
1.9. В своей деятельности в школе учитель руководствуется:
1.9.1. Конституцией и действующими законами Российской Федерации,
указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации
и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимися
образования и воспитания обучающихся;
1.9.2. Федеральным законом «Об организации в Российской Федерации
от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
1.9.3. действующими
федеральными
государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС);
1.9.4. действующей
Федеральной
образовательной
программой
соответствующего уровня общего образования;
1.9.5. нормами
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
1.9.6. норами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
1.9.7. действующим административным, трудовым и хозяйственным
законодательством Российской Федерации;
1.9.8. Уставом и локальными нормативными актами школы, в том числе
Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями
директора школы;
1.9.9. настоящей должностной инструкцией;
1.9.10. правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
1.9.11. трудовым договором между работником и работодателем;
1.9.12. инструкцией по охране труда для учителя;
1.9.13. Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.10. Для реализации общепедагогической функции (обучение)
учитель должен знать:
1.10.1. преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной
программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
1.10.2. историю, теорию, закономерности и принципы построения
и функционирования образовательных систем, роль и место образования
в жизни личности и общества;
1.10.3. основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
психодиагностики;
1.10.4. основы
психодидактики,
поликультурного
образования,
закономерностей поведения в социальных сетях;
1.10.5. пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения;
1.10.6. основы
методики
преподавания,
основные
принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических

технологий;
1.10.7. требования ФГОС к преподаванию своего предмета, рекомендации
по внедрению ФГОС в школе;
1.10.8. федеральную рабочую программу (далее – ФРП) по учебному
предмету соответствующего уровня общего образования и методику обучения
предмету;
1.10.9. учебники по предмету, отвечающие положениям ФГОС;
1.10.10. рабочую программу и методику обучения по преподаваемому
предмету;
1.10.11. приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации,
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральные государственные образовательные стандарты соответствующего
уровня общего образования, законодательство о правах ребенка, требуемые для
работы нормы трудового законодательства;
1.10.12. основы работы с персональным компьютером, мультимедийным
проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами;
1.10.13. функционал и возможности государственных информационных
систем, созданных для реализации основных и дополнительных
образовательных программ в Российской Федерации с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
1.10.14. средства обучения, используемые учителем в процессе
преподавания предмета, и их дидактические возможности;
1.10.15. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи;
1.10.16. Конвенцию о правах ребенка.
1.11. Для
реализации
трудовой
функции
воспитательная
деятельность учитель дополнительно должен знать:
1.11.1. основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования;
1.11.2. научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки;
1.11.3. основы методики воспитательной работы;
1.11.4. методы убеждения и аргументации своей позиции, установления
контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями
(липами, их заменяющими), коллегами по работе;
1.11.5. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
1.11.6. нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории школы (экскурсий, походов и экспедиций);
1.11.7. правила внутреннего распорядка обучающихся школы;
1.11.8. правила по охране труда и требования к безопасности

образовательной среды.
1.12. Для реализации трудовой функции развивающая деятельность
учитель дополнительно должен знать:
1.12.1. педагогические закономерности организации образовательного
процесса;
1.12.2. законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития;
1.12.3. теорию и технологии учета возрастных особенностей
обучающихся;
1.12.4. закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их
социально-психологических особенности и закономерности развития детских и
подростковых сообществ;
1.12.5. основные закономерности семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью;
1.12.6. основы психодиагностики и основные признаки отклонения
в развитии детей;
1.12.7. социально-психологические особенности и закономерности
развития детско-взрослых сообществ.
1.13. Для
реализации
трудовой
функции
педагогическая
деятельность по реализации программ начального общего образования
учитель дополнительно должен знать:
1.13.1. основные и актуальные для современной системы образования
теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
1.13.2. федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования, федеральной образовательной программы
начального общего образования и содержание примерной основной
образовательной программы;
1.13.3. дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном
процессе образовательных технологий;
1.13.4. существо заложенных в содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний
о природе, обществе, человеке, технологиях;
1.13.5. особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программа начального общего
образования.
1.14. Для
реализации
трудовой
функции
педагогическая
деятельность по реализации программ основного общего и среднего общего
образования учитель дополнительно должен дополнительно знать:
1.14.1. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения
педагогических,
научно-методических
и
организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология;
школьная гигиена; методика преподавания предмета);
1.14.2. теорию и методы управления образовательными системами,
методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению
и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства
обучения и их дидактические возможности;

1.14.3. современные
педагогические
технологии
реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся;
1.14.4. методы и технологии поликультурного, дифференцированного
и развивающего обучения;
1.14.5. основы экологии, экономики, социологии.
1.15. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное
обучение. Математика» учитель дополнительно должен знать:
1.15.1. основы математической теории и перспективных направлений
развития современной математики;
1.15.2. представление о широком спектре приложений математики
и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений;
1.15.3. теорию и методику преподавания математики;
1.15.4. специальные подходы и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении.
1.16. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное
обучение. Русский язык» учитель дополнительно должен знать:
1.16.1. основы лингвистической теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики;
1.16.2. представление о широком спектре приложений лингвистики
и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих
приложений;
1.16.3. теория и методика преподавания русского языка;
1.16.4. контекстные языковые нормы;
1.16.5. стандартное общерусское произношение и лексику, их отличия от
местной языковой среды.
1.17. Для реализации общепедагогической функции (обучение)
учитель должен уметь:
1.17.1. владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими
за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.;
1.17.2. объективно оценивать знания обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей;
1.17.3. разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и
поведения в реальной и виртуальной среде;
1.17.4. использовать и апробировать специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является
родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
1.17.5. применять современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
1.17.6. проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области

педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий и методик
обучения;
1.17.7. планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии
с основной общеобразовательной программой;
1.17.8. осуществлять
контрольно-оценочную
деятельность
в образовательном процессе;
1.17.9. организовывать исследования – эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях;
1.17.10. поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных
и индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося,
характера
осваиваемого материала;
1.17.11. обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый
материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных
консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль
выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в частности тьюторов;
1.17.12. обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех
обучающихся в образовательный процесс (в частности, понимание
формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего
в классе обсуждения);
1.17.13. использовать специальные коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
1.17.14. использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
1.17.15. владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием;
1.17.16. использовать и владеть основами работы в государственных
информационных
системах,
созданных
для
реализации
основных
и дополнительных образовательных программ в Российской Федерации
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;
1.17.17. владеть ИКТ-компетентностями:
 общепользовательская ИКТ-компетентность;
 общепедагогическая ИКТ-компетентность;
 предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТ-компетентность
соответствующей
области
человеческой деятельности).
1.18. Для
реализации
трудовой
функции
воспитательная
деятельность учитель дополнительно должен уметь:
1.18.1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

1.18.2. общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их;
1.18.3. создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников;
1.18.4. управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность;
1.18.5. анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
1.18.6. защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
1.18.7. находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
1.18.8. владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
1.18.9. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и
т.п.;
1.18.10. устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными
работниками;
1.18.11. владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения;
1.18.12. сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами школы в решении воспитательных задач.
1.19. Для реализации трудовой функции развивающая деятельность
учитель дополнительно должен уметь:
1.19.1. владеть профессиональной установкой на оказание помощи
любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
1.19.2. использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
1.19.3. осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных
программ;
1.19.4. понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.);
1.19.5. составить (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
1.19.6. разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся;
1.19.7. владеть стандартизированными методами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
1.19.8. оценивать
образовательные
результаты:
формируемые
в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также

осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик;
1.19.9. поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно
необходимом для человека
1.19.10. формировать детско-взрослые сообщества.
1.20. Для
реализации
трудовой
функции
педагогическая
деятельность по реализации программ начального общего образования
учитель дополнительно должен уметь:
1.20.1. реагировать на непосредственные по форме обращения детей
к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы;
1.20.2. ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение
(в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего школьного возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их
содержания;
1.20.3. во взаимодействии с родителями (законными представителями),
другими педагогическими работниками и психологами проектировать
и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося
в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов
(предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки
программы начального общего образования.
1.21. Для
реализации
трудовой
функции
педагогическая
деятельность по реализации программ основного общего и среднего общего
образования учитель дополнительно должен дополнительно уметь:
1.21.1. разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
федеральных и примерных основных общеобразовательных программ
и обеспечивать ее выполнение;
1.21.2. организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том
числе исследовательскую;
1.21.3. разрабатывать
и
реализовывать
проблемное
обучение,
осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события современности;
1.21.4. использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам
в рамках ФГОС.
1.22. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное
обучение. Математика» учитель дополнительно должен уметь:
1.22.1. совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать
рассуждение обучающихся;
1.22.2. анализировать
предлагаемое
обучающимся
рассуждение
с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки
и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной
локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения;

1.22.3. формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической истины и математического доказательства, предотвращать
формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху,
без ясного понимания смысла;
1.22.4. поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи;
1.22.5. решать задачи элементарной математики соответствующей
ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа
всероссийской олимпиады);
1.22.6. совместно с обучающимися применять методы и приемы
понимания математического текста, его анализа, структуризации,
реорганизации, трансформации;
1.22.7. совместно с обучающимися проводить анализ учебных
и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и
математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для
идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
1.22.8. совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на
бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера);
1.22.9. проводить различия между точным и (или) приближенным
математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой,
приближенным измерением, вычислением и др.;
1.22.10. владеть
основными
математическими
компьютерными
инструментами:
 визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
 вычислений - численных и символьных;
 обработки данных (статистики);
 экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
1.22.11. квалифицированно набирать математический текст;
1.22.12. использовать информационные источники, следить за последними
открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся;
1.22.13. работать с родителями (законными представителями), местным
сообществом по проблематике математической культуры.
1.23. Для реализации трудовой функции по модулю «Предметное
обучение. Русский язык» учитель дополнительно должен знать:
1.23.1. владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том
числе как не родному;
1.23.2. вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной
и национальной языковой нормы;
1.23.3. проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
1.23.4. проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся;

1.23.5. давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений
в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики.
2. Трудовые функции
2.1. В соответствии с действующим профессиональным стандартом,
в соответствии с заключенным с учителем трудовым договором, на учителя
в школе могут возлагаться следующие трудовые функции в рамках
педагогической деятельности проектированию и реализации образовательного
процесса и педагогической деятельности по проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ:
2.1.1. общепедагогическая функция (обучение);
2.1.2. воспитательная деятельность;
2.1.3. развивающая деятельность;
2.1.4. педагогическая деятельность по реализации программ начального
общего образования;
2.1.5. педагогическая деятельность по реализации программ основного и
среднего общего образования;
2.1.6. реализация модуля «Предметное обучение. Математика»;
2.1.7. реализация модуль «Предметное обучение. Русский язык».
3. Должностные обязанности
3.1. В рамках трудовой функции общепедагогическая функция
(обучение) учитель исполняет следующие обязанности:
3.1.1. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном
уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
3.1.2. обеспечивает разработку и реализацию в полном объеме рабочей
программы учебных предметов, дисциплин (модулей) в рамках основной
общеобразовательной программы;
3.1.3. осуществляет профессиональную деятельность в соответствии
с требованиями ФГОС соответствующего уровня образования;
3.1.4. участвует в разработке и реализации программы развития школы в
целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
3.1.5. планирует и проводит учебные занятия;
3.1.6. систематически анализирует эффективность учебных занятий
и подходов к обучению;
3.1.7. организует и осуществляет контроль и оценку учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися;
3.1.8. формирует универсальные учебные действия у обучающихся;
3.1.9. формирует у обучающихся навыки, связанные с информационнокоммуникационными технологиями;
3.1.10. формирует у учеников школы мотивацию к обучению;
3.1.11. владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими

за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность;
3.1.12. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий и методик
обучения;
3.1.13. разрабатывает и реализует проблемное обучение, осуществляет
связь обучения предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает
с обучающими актуальные события современности.
3.1.14. осуществляет
контрольно-оценочную
деятельность
в образовательных отношениях;
3.1.15. объективно оценивает знания обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей;
3.1.16. обеспечивает своевременную и качественную подготовку
документации, перечень которой утвержден Министерством просвещения
Российской Федерации, а также Министерством образования и науки Пермского
края;
3.1.17. осуществляет методическую работу, предусмотренную Уставом
школы, а также действующими локальными нормативными актами школы;
3.1.18. выявляет
совместно
с
обучающимися
недостоверных
и малоправдоподобных данных по изучаемому предмету (дисциплине);
3.1.19. содействует в подготовке обучающихся к участию в предметных
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях;
3.1.20. формирует и поддерживает высокую мотивацию и развитие
способности обучающихся к занятиям предметом (дисциплиной), предоставляет
им подходящие задания, ведет кружок, факультативные и элективные курсы для
желающих и эффективно работающих в них обучающихся;
3.1.21. предоставляет информацию о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения предмета (дисциплины) в других
образовательных и иных организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий;
3.1.22. формирует у обучающихся при решении образовательных задач
умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов
и действий;
3.1.23. ведет диалог с обучающимся или группой обучающихся в процессе
решения образовательной задачи, выявляет сомнительные места, подтверждает
правильность решения образовательной задачи;
3.1.24. формирует у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении образовательной
задачи там, где это эффективно;
3.1.25. формирует
у
обучающихся
способности
преодолевать
интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его результатам;
3.1.26. обеспечивает
реализацию
основных
и
дополнительных
образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий,

практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости
и итоговой аттестации обучающихся в форме электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в порядке и формах,
установленных Правительством Российской Федерации и локальным
нормативным актом школы, используя государственные информационные
системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации
этих образовательных программ;
3.1.27. профессионально
использует
элементы
информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов
такой среды, отсутствующих в школе;
3.1.28. использует в работе с обучающимися информационные ресурсы, в
том числе ресурсы дистанционного обучения, помогает обучающимся
в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
3.1.29. формирует
способности
к
логическому
рассуждению
и коммуникации, дает установку на использование этой способности, на ее
ценность.
3.2. В рамках трудовой функции воспитательная деятельность
учитель исполняет следующие обязанности:
3.2.1. обеспечивает разработку и реализацию в полном объеме рабочей
программы воспитания;
3.2.2. формирует у обучающихся чувство патриотизма, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное
отношение к традициям многонационального народа Российской Федерации;
3.2.3. регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды;
3.2.4. реализует современные, в том числе интерактивные, формы
и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности;
3.2.5. осуществляет постановку воспитательных целей, способствующих
развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
3.2.6. определяет и принимает четкие правила поведения обучающимися в
соответствии с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка
обучающихся школы;
3.2.7. проектирует и реализует воспитательные программы;
3.2.8. реализует воспитательные возможности различных видов
деятельности обучающихся (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.);
3.2.9. проектирует ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу обучающихся (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка);
3.2.10. оказывает помощь и поддержку в организации деятельности
ученических органов самоуправления;
3.2.11. создает, поддерживает уклад, атмосферу и традиций жизни школы;
3.2.12. формирует у обучающихся толерантность и навыки поведения
в изменяющейся поликультурной среде;

3.2.13. использует конструктивные воспитательные усилия родителей
(законных представителей) обучающихся, помогает семье в решении вопросов
воспитания ребенка.
3.3. В рамках трудовой функции развивающая деятельность учитель
исполняет следующие обязанности:
3.3.1. развивает
у
обучающихся
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует
гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное
отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности,
формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
3.3.2. выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы
обучающихся, связанные с особенностями их развития;
3.3.3. оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и
комфортную образовательную среду, разрабатывает программы профилактики
различных форм насилия в школе;
3.3.4. применяет инструментарий и методы диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития обучающихся;
3.3.5. осваивает и применяет психолого-педагогические технологии (в том
числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными
контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
3.3.6. оказывает адресную помощь обучающимся;
3.3.7. взаимодействует с другими специалистами школы в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума;
3.3.8. разрабатывает (совместно с другими специалистами школы)
и реализует совместно с родителями (законными представителями) программы
индивидуального развития обучающихся;
3.3.9. осваивает и адекватно применяет специальные технологии
и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу
с обучающимися;
3.3.10. формирует и реализует программы развития универсальных
учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирует
толерантность и позитивные образцы поликультурного общения;
3.3.11. формирует систему регуляции поведения и деятельности
обучающихся;
3.3.12. формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к
интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного
уровня этого достижения;
3.3.13. организует публичные выступлений обучающихся, поощряет их
участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая
интернет-форумы и интернет-конференции;
3.3.14. формирует
установку
обучающихся
на
коммуникацию

в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;
3.3.15. поощряет участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирует создания обучающимися анимационных и других видеопродуктов;
3.3.16. моделирует
виды
профессиональной
деятельности,
где
коммуникативная компетентность является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха, организация школьного радио и/или
телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и
т.д.);
3.3.17. консультирует
обучающихся
по
выбору
профессий
и специальностей.
3.4. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по
реализации программ начального общего образования учитель
дополнительно исполняет следующие обязанности:
3.4.1. проектирует образовательный процесс на основе ФГОС начального
общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
обучающихся в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;
3.4.2. формирует у детей социальную позицию обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе;
3.4.3. формирует метапредметные компетенции, умения учиться
и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного общего образования;
3.4.4. объективно оценивает успехи и возможности обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей младшего
школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной
деятельности мальчиков и девочек;
3.4.5. организует учебный процесс с учетом своеобразия социальной
ситуации развития обучающихся;
3.4.6. корректирует учебную деятельность, исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков и девочек;
3.4.7. проводит в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии
с психологом школы) мероприятия по профилактике возможных трудностей
адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.
3.5. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по
реализации программ основного и среднего общего образования учитель
дополнительно исполняет следующие обязанности:
3.5.1. формирует общекультурные компетенции и понимание места
преподаваемого предмета (учебной дисциплины) в общей картине Мира;
3.5.2. определяет на основе анализа учебной деятельности обучающихся
оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов
их обучения и развития;
3.5.3. определяет совместно с обучающимися, их родителями (законными

представителями), другими участниками образовательного процесса (педагогпсихолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны их ближайшего развития,
разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальные
образовательные маршруты и индивидуальные программы развития
обучающихся;
3.5.4. планирует специализированный образовательный процесс для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися
способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе
имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики
состава обучающихся, уточняет и модифицирует ранее выполненное
планирование;
3.5.5. применяет специальные языковые программы (в том числе русского
как иностранного), программы повышения языковой культуры и развития
навыков поликультурного общения;
3.5.6. совместно с обучающимися использует иноязычные источники
информации, инструменты перевода, произношения;
3.5.7. организует олимпиады, конференции, турниры, предметные игры
в школе и др.
3.6. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по
реализации модуля «Предметное обучение. Математика» учитель
дополнительно исполняет следующие обязанности:
3.6.1. формирует у обучающихся способность к постижению основ
математических моделей реального объекта или процесса, готовность
к применению моделирования для построения объектов и процессов,
определения или предсказания их свойств;
3.6.2. формирует у обучающихся конкретные знания, умения и навыки
в области математики и информатики;
3.6.3. формирует у обучающихся внутреннюю (мысленную) модель
математической ситуации (включая пространственный образ);
3.6.4. формирует у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример;
3.6.5. формирует у обучающихся умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности, формулой, геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования
(например – вычисления);
3.6.6. формирует материальную и информационную образовательную
среду, содействующую развитию математических способностей каждого
обучающегося и реализующую принципы современной педагогики;
3.6.7. сотрудничает с другими учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и другими предметниками;
3.6.8. развивает инициативу обучающихся по использованию математики;
3.6.9. содействует формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения и нового понимания;
3.6.10. формирует представление у обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.

3.7. В рамках трудовой функции педагогическая деятельность по
реализации модуля «Предметное обучение. Русский язык» учитель
дополнительно исполняет следующие обязанности:
3.7.1. обучает методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего информации;
3.7.2. осуществляет совместно с обучающимися поиск и обсуждение
изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирует
у обучающихся «чувства меняющегося языка»;
3.7.3. использует совместно с обучающимися источники языковой
информации для решения практических или познавательных задач, в частности,
этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения
языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»);
3.7.4. формирует культуру диалога через организацию устных
и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений
и разрешения конфликтных ситуаций;
3.7.5. стимулирует сообщения обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализирует их
структуру, используемые языковые и изобразительные средства;
3.7.6. обсуждает с обучающимися образцы лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.;
3.7.7. поощряет индивидуальное и коллективное литературное творчество
обучающихся;
3.7.8. формирует у обучающихся умение применять в практике устной
и письменной речи норм современного литературного русского языка;
3.7.9. формирует у обучающихся культуру ссылок на источники
опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения
нарушения авторских прав.
4. Права
4.1. Учитель в школе имеет права, установленные Трудовым кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», а также следующие права:
4.1.1. участвовать в коллегиальных органах управления школой,
в порядке, установленном Уставом школы;
4.1.2. участвовать в обсуждении проектов решений коллегиальных
органов управления школой, в совещаниях по их подготовке и выполнению;
4.1.3. подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции;
4.1.4. запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения
и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям;
4.1.5. запрашивать по поручению непосредственного руководителя
и получать от других работников школы необходимую информацию,
документы, необходимые для исполнения поручения;
4.1.6. знакомиться с документами, определяющими обязанности, права
и ответственность по занимаемой должности, критерии оценки качества его

работы;
4.1.7. знакомиться с проектами решений руководства, касающихся
выполняемой учителем функции, с документами, определяющими его права
и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения
своих трудовых функций;
4.1.8. вносить на рассмотрение директору школы предложения по
улучшению работы школы в целом;
4.1.9. требовать от работодателя обеспечения организационнотехнических условий, необходимых для исполнения трудовых (должностных)
обязанностей;
4.1.10. требовать от работодателя прекращения (приостановления) работ
(в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.),
соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по
исправлению недостатков и устранению нарушений;
4.1.11. участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
трудовых (должностных) обязанностей;
4.1.12. вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя
предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций;
4.1.13. обращаться к непосредственному руководителю и директору
школы за содействием в исполнении трудовых (должностных) обязанностей и в
реализации прав;
4.2. Учитель в школе имеет иные права, установленные действующим
законодательством Российской Федерации, Уставом, коллективным договором,
локальными нормативными актами школы, настоящим трудовым договором.
5. Ответственность
5.1. Учитель привлекается к ответственности:
5.1.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, своих
должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной
инструкцией, законных распоряжений директора школы и иных локальных
нормативных актов, – в порядке, установленном действующим трудовым
законодательством Российской Федерации;
5.1.2. за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей
деятельности, – в порядке, установленном действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.1.3. за нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного
процесса, – в порядке и в случаях, предусмотренных действующим
административным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.1.4. за виновное причинение ущерба школе или участникам
образовательных отношений в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей, – в порядке и пределах, установленных
действующим трудовым и (или) гражданским законодательством Российской
Федерации.
6. Заключительные положения

6.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется
при приеме на работу (до подписания трудового договора), а также в иных
случаях, предусмотренных действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
6.2. Факт ознакомления работника с настоящей должностной
инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции,
хранящейся у работодателя, а также в журнале ознакомления с инструкциями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».